Чем отличается «Уралвагонзавод» от Саратовского авиационного завода?

В книге Джорджа Оруэлла «Скотный двор» содержится замечательная фраза — «Все животные равны. Но некоторые животные равны более, чем другие». Этот принцип применяется в Российской Федерации и по отношению к предприятиям военно-промышленного комплекса. На примере двух известных предприятий ВПК попробуем разобраться, почему же одни оборонные заводы в глазах нашего государства равны более, чем другие.

Итак, возьмём для сравнения такие предприятия, как «Уралвагонзавод» и Саратовский авиационный завод.

«Уралвагонзавод» (юридическое лицо — ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского») известен тем, что производит далеко не только вагоны, но ещё и продукцию военного назначения (танки Т-90 и Т-90С, боевая машина разминирования БМР-3М, инженерная машина разграждения ИМР-3М, боевые ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-1 и БРЭМ-1М, танковый мостоукладчик МТУ-72, танковый бульдозер-снегоочиститель ТБС-86).

Владимир Владимирович Путин в последние годы относился к «Уралвагонзаводу» с особым вниманием и заботой, и в мае 2012 года, сразу же после вступления в должность президента на третий срок, свою первую рабочую поездку он совершил именно в Нижний Тагил, на «Уралвагонзавод».

Такое внимание выливается и в денежное выражение. Так, в 2009-2010 годах «Уралвагонзаводу» государством была выделена помощь в размере 14,1 млрд. рублей; в 2012-2014 ожидается дополнительная помощь по Федеральной целевой программе в размере 6,2 млрд. рублей; в 2012 году Министерство обороны РФ заключило с «Уралвагонзаводом» долгосрочный контракт на общую сумму 6 млрд. рублей.

Теперь сравниваем:

Саратовский авиационный завод (юридическое лицо — ЗАО «Саратовский авиационный завод», ЗАО «САЗ») — созданное ещё в 1931 году предприятие военно-промышленного комплекса; во время Великой Отечественной войны завод выпускал истребители серии «Як», а в послевоенный период и вплоть до путинских времён, помимо гражданских самолётов ЯК-40 и Як-42, этот завод выпускал и военные самолёты — штурмовики корабельного базирования Як-38 (первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки, до сих пор один из лучших боевых самолётов мира в этом классе).

Кроме того, на Саратовском авиационном заводе был создан не имеющий аналогов в мире многофункциональный безаэродромный летательный аппарат без крыльев «ЭКИП» — по типу «летающая тарелка».

Однако, в отличие от «Уралвагонзавода», Саратовский авиационный завод от государства денег не получил — ни в виде безвозмездной помощи, ни в виде государственных контрактов. А если нет денег и нет заказов, что с таким заводом происходит? Правильно, банкротство.

В 2007 году была начата процедура банкротства Саратовского авиационного завода. Если бы государство помогло ему деньгами, завод можно было бы спасти. Но государству это оказалось не нужно. Не нужны оказались штурмовики корабельного базирования, не нужен оказался уникальный безаэродромный летательный аппарат, который мог бы совершить революцию в авиации.

В 2007-2012 годах один из старейших авиационных заводов России медленно умирал, и, наконец, постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2012 года № А57-24849/2011 закрытое акционерное общество «Саратовский авиационный завод» было окончательно ликвидировано.

Таким образом, Саратовский авиационный завод после избрания Владимира Владимировича Путина на очередной президентский срок прекратил своё существование. Этого завода больше нет.

Почему же государство так по-разному отнеслось к двум предприятиям ВПК — «Уралвагонзаводу» и Саратовскому авиационному заводу? Почему в одно предприятие вкачали миллиарды, а другому денег не дали вообще?

По нашему оценочному суждению, субъективному мнению, выраженному в форме предположения, это обусловлено следующими обстоятельствами:

Генеральный директор «Уралвагонзавода» Олег Викторович Сиенко в 2002-2003 годах работал генеральным директором ООО «Газэкспорт» — дочернего предприятия знаменитого ОАО «Газпром», а в 2006 году возглавлял совет директоров ООО «Газкомерц», тоже подконтрольного «Газпрому».

Таким образом, господин Сиенко — не чужой человек для руководства «Газпрома».

Между тем, председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Борисович Миллер в начале 1990-х работал в Комитете по внешнеэкономическим связям мэрии Санкт-Петербурга — под руководством Владимира Владимировича Путина.

Журнал «The New Times» (№ 07 (235) от 27 февраля 2012 года) в статье «Чисто конкретный кандидат. Бизнес спасителя Отечества» сообщает, что Алексей Миллер входит в самое ближайшее окружение Путина; Владимир Владимирович приглашает Алексея Борисовича к себе на день рождения, и в узком кругу друзей В.В. Путина А.Б. Миллер фигурирует под кличкой «Солдат».

Кроме того, в 2006-2009 годах Олег Викторович Сиенко являлся председателем совета директоров ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ», подконтрольного Государственной корпорации «Ростехнологии».

Таким образом, Олег Сиенко — не чужой человек также и для руководства «Ростехнологий».

Между тем, генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Викторович Чемезов работал в 1983-1988 годах в ГДР по линии КГБ (под прикрытием должности представителя объединения «Луч»), и в ГДР он познакомился с работавшим там же в 1985-1990 годах по линии КГБ Владимиром Владимировичем Путиным, и даже жил с ним в одном доме. Википедия утверждает, что Путин и Чемезов в ГДР «сдружились».

Итак, генеральный директор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко является в некотором смысле лицом, приближённым к друзьям Владимира Путина — Алексею Миллеру и Сергею Чемезову. По данным Википедии, назначение О.В. Сиенко на «Уралвагонзавод» «состоялось по инициативе гендиректора «Ростехнологий» С. Чемезова».

Но гораздо более значительной фигурой являлся председатель совета директоров «Уралвагонзавода» Евгений Михайлович Школов.

Евгений Школов родился в городе Дрездене в ГДР, в семье служившего там советского чекиста. По интересному совпадению, Путин и Чемезов проходили службу в ГДР как раз именно в Дрездене.

Газета «Коммерсант» 22 ноября 2007 года сообщила, что сын советского разведчика Евгений Михайлович Школов пошёл по стопам отца, и в 1980-е годы работал в своём родном городе Дрездене, в представительстве КГБ в ГДР. Таким образом, Евгений Школов знаком с Путиным и Чемезовым ещё по службе по линии КГБ в ГДР.

23 мая 2012 года председатель совета директоров «Уралвагонзавода», бывший чекист Евгений Михайлович Школов был назначен помощником президента Российской Федерации по кадровым вопросам.

Таким образом, высшее руководство «Уралвагонзавода» состояло из особо доверенных и проверенных товарищей, которым не жалко выделить из государственного бюджета любые деньги.

А в руководстве Саратовского авиационного завода таких доверенных и проверенных товарищей не нашлось, поэтому денег ему не выделили, и завод обанкротился. Так-то.

Реклама
Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: